Волейбол (8 лет)

1

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………..

3

2. Цели и задачи программы……………………………………………..

5

3. Содержание программы………………………………………………..

6

4. Планируемые результаты……………………………………………....

19

5. Материально-техническое обеспечение программы ………………...

20

6. Оценочные материалы…………………………………..………………

21

7. Методическое обеспечение образовательной программы по
волейболу..................................................................................................

21

8. Список литературы……………………………………………………… 23
9. Приложение. Календарный учебный график………………………….

24

2

Пояснительная записка.
Общеобразовательная программа по волейболу для спортивнооздоровительной группы составлена на основании адаптированной
программы многолетней подготовки по волейболу.
Срок реализации программы 8 лет.
Возраст занимающихся 7 - 17 лет.
Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно
система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности,
способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребѐнка, но
и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде,
развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому
ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность
к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни.
Выбор методов и средств воздействия на привития обучающимся
потребности к двигательной активности, которая определяется
заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурноспортивном процессе.
В основу программы положены нормативные требования по
физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические
разработки по волейболу отечественных и зарубежных тренеров и
специалистов, применяемые в последние годы для подготовки
высококвалифицированных спортсменов.
Данная программа дает возможность развивать педагогические и
оздоровительные задачи, продуктивно осваивать физические нагрузки,
усиливает мотивацию и интерес к занятиям.
Программа отличается тем, что:

позволяет в условиях школы через дополнительное образование
расширить возможности образовательной области «Физической культуры»;

программа ориентирована на развитие творческого потенциала
и физических способностей обучающихся разных возрастных групп;

содержание программы является основой для развития
двигательных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно
взятых обучающихся;

программа дополнительного образования имеет четкую
содержательную структуру на основе постепенной (от простого к
сложному) многолетней подготовки реализации задач.
Общеразвивающая программа содержит научно обоснованные
рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса
подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.
3

Программный материал объединен в целостную систему поэтапной
спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение
следующих задач на спортивно-оздоровительном этапе (весь период):

укрепление здоровья, улучшение физического развития;

привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Особенности организации учебного процесса.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии –
групповая, подгрупповая, индивидуальная, фронтальная, которые
определяются целевыми задачами учебно-тренировочного занятия:
развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений и т.д.
Формы получения образования - в образовательной организации МБУДО
«Детско-юношеская спортивная школа».
Форма обучения – очная
Формы организации занятий.
Занятия проводятся по следующим адресам:
- г.Верещагино, ул.Энгельса, 116 тренерами-преподавателями Колышкиным
А.В., Мазуниным А.М., Старковым Ю.В., Старковой Л.Ю.
- п. Зюкайка, ул. 30 лет Октября, 2а педагогом дополнительного
образования Агеевым Сергеем Васильевичем.
Форма и режим занятий
1-8 год обучения – 3 раза в неделю по 2 акад. часа (216 часов в год)
Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не
имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом.
Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные
упражнения, игровые спарринги, игру), беседы по правилам и судейству
соревнований.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений.
4

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки игры.
Цель и задачи программы.
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, а так же для
организации активного отдыха, формированию устойчивых мотивов и
потребностей, занимающихся в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических, психических качеств,
Задачи:
а) образовательные задачи:

обучать занимающихся основным двигательным действиям;

формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт
техническими действиями и приемами игры в волейбол;

освоить знания об истории и современном развитии волейбола,
роли и формировании здорового образа жизни;

обучать навыкам и умениям игры в волейбол;
б) оздоровительные задачи:

укреплять здоровье, развивать основные физические качества и
повышать функциональные возможности организма;

повышать уровень разностороннего физического развития,
закаливание.

формировать правильную осанку, профилактика плоскостопия;

соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной
гигиены.
в) воспитательные задачи:

воспитать
положительные
качества
личности,
нормы
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;

воспитать чувство товарищества, взаимопомощи;

подвести занимающихся к выполнению уровней физической
подготовленности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном
содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который
лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся и материально-технической
оснащенностью.
5

Данная программа предполагает еѐ реализацию в пределах 216 часов
(6 часов в неделю) в учебный год.
Срок реализации программы 8 лет. Минимальный возраст зачисления
детей в группу 7 лет. Количество занятий в неделю три. Продолжительность
занятия 2 часа. Минимальная наполняемость СОГ- 12 человек.
Содержание программы
Учебно-тематический план 1-2 год обучения
№ Наименование разделов и тем
п/п

Общее
количество

В том числе:
теоретических практических

I

Основы знаний

5

4

1

1

Вводное занятие

1

1

-

2

История
развития
волейбола. 1
Правила игры и соревнований по
волейболу

1

-

3

Влияние физических упражнений на 3
организм человека. Закаливание и
здоровье

2

1

II

Общая физическая подготовка

53

5

48

1

Гимнастические упражнения

20

2

18

2

Лѐгкоатлетические упражнения

20

2

18

3.

Подвижные игры

13

1

12

94

9

85

III Техническая подготовка
1

Техника передвижения и стоек

18

1

17

2

Техника приѐма и передач мяча 20
сверху

2

18

3.

Техника приѐма мяча снизу

20

2

18

4.

Нижняя прямая подача

20

2

18

5.

Нападающие удары

16

2

14

IV Тактическая подготовка

56

8

48

1.

Индивидуальные действия

17

2

15

2.

Групповые действия

13

2

11

3.

Командные действия

13

2

11

4.

Тактика защиты

13

2

11

V

Контрольные
соревнования

2

6

испытания

и 8

6

Итоговое занятие
Итого часов:

1

1

-

28

188

В течение года
216

I. Основы знаний
Тема №1. Вводное занятие
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное
оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма.
Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Способы
самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
Тема №2. История развития волейбола. Правила игры и соревнований по
волейболу
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в
мини-волейбол.
Тема № 3. Влияние физических упражнений на организм человека.
Закаливание и здоровье/
Развитая мышечная система - свидетельство хорошего состояния здоровья
человека. Окружающая среда становится все более и более агрессивной по
отношению к нам с вами. Увеличивается количество новых вирусов,
ухудшается экология. Единственное, что может помочь в такой ситуации –
закаливание организма.
II. Общая физическая подготовка
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых,
выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и
плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава,
туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми
мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений.
Чередование упражнений руками, ногами - различные броски,
выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в
положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с
места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание
теннисного мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: ―День и ночь‖, ―Салки без мяча‖, ―Караси и щука‖, ―Волк
во
рву‖,
―Третий
лишний‖,
―Удочка‖,
―Круговая
эстафета‖,
комбинированные эстафеты.
III. Техническая подготовка
Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные
положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения
7

приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг
вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача
мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с
набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после
перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в
непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания;
подброшенного партнером - с места и после приземления. Прием и передача
мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в
движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из
зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на
месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед.
Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками
над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу
в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая; подача мяча, подвешенного на
шнуре, установленного в держателе; через сетку; подача в стенку, через
сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача
нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой
(овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2,
3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Нижняя прямая
подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
IV. Тактическая подготовка
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи;
выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче).
Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3,
вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение
игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны
3.
V. Контрольные испытания и соревнования
Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и
соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор
проведенных игр. Устранение ошибок.
8

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами
техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.
Итоговое занятие
Техника безопасности во время летних каникул.
Учебно-тематический план 3-4 год обучения
№№ Наименование разделов и тем
п/п

Общее В том числе:
кол-во
теор. практ.

I

Основы знаний

6

4

2

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Классификация упражнений

2

2

-

3

Виды соревнований

2

1

1

II

Общая физическая подготовка

50

3

47

1

Гимнастические упражнения

20

1

19

2

Лѐгкоатлетические упражнения

20

1

19

3.

Подвижные игры

10

1

9

III

Специальная физическая подготовка

25

3

22

IV

Техническая подготовка

91

9

82

1

Техника передвижения и стоек

6

1

7

2

Техника приѐма и передач мяча сверху

25

2

23

3.

Техника приѐма мяча снизу

25

2

23

4.

Нижняя прямая, боковая подачи

15

2

13

5.

Нападающие удары

20

2

18

V

Тактическая подготовка

36

8

28

1.

Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

VI

Контрольные испытания и соревнования 8

2

6

Итоговое занятие

1

-

Итого часов:

1

В течение года
216

29

187

I. Основы знаний
9

Вводное занятие Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в
зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним.
Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с
программой.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация
упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды
соревнований. Понятие о методике судейства.
II. Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с
набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки
на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч —
упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед,
назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с
набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание
ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в
парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов
индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях,
подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами - приседания,
выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями -бег, прыжки,
приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка).
Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика),
согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега
через препятствия без мостика и с мостиком.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и
стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м. Бег 60 м с
низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег в чередовании с
ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м).
Подвижные игры: ―Гонка мячей‖, ―Салки‖ ,―Пятнашки‖), ―Невод‖, ―Метко
в цель‖, ―Подвижная цель‖, ―Эстафета с бегом‖, ―Эстафета с прыжками‖,
―Мяч среднему‖, ―Охотники и утки‖, ―Перестрелка‖, ―Перетягивание через
черту‖, ―Вызывай смену‖, ―Эстафета футболистов‖, ―Эстафета
баскетболистов‖, ―Эстафета с прыжками чехардой‖, ―Встречная эстафета
с мячом‖, ―Ловцы‖, ―Борьба за мяч‖, ―Мяч ловцу‖, ―Перетягивание каната‖.
III. Специальная физическая подготовка
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По
сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных
положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой
линии) - сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по
10

отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными
шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и Юм
(общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок
вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т. д. По принципу
челночного бега передвижение приставными шагами. То же с набивными
мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с
весом. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль
границ площадки.
Подвижные игры: ―День и ночь‖ (сигнал зрительный, исходные положения
самые различные), ―Вызов‖, ―Вызов номеров‖, ―Попробуй унеси‖,
различные варианты игры ―Салки‖. Специальные эстафеты с выполнением
перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с
преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление
ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом
(или двумя) в руках (до 2 кг).
Упражнения с отягощением, штанга - вес штанги устанавливается в
процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от
характера упражнения: приседание -до 80 %, выпрыгивание - 20-40 %,
выпрыгивание из приседа - 20-30 %, пояс, манжеты на запястья, у
голеностопных суставов. Приседания, выпрыгивание вверх из приседа,
полуприседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки
и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с
набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о
стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова
в прыжке бросить и т. д.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на сложенные
гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество
прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки на одной и
обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки
опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные
прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым
склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по
лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач
мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и
максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами,
Упражнения с набивным мячом. Упражнения с волейбольным мячом
11

(выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного
движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с
максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча
слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с
активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте в прыжке (бросать
перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча
массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски
набивного мяча массой 1 кг ―крюком‖ в прыжке - в парах и через сетку.
Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки
с песком (до 1 кг).
Упражнения
для
развития
качеств,
необходимых
при
блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с
подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с
касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после
перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные
сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
IV. Техническая подготовка
Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по
мячу: подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через
сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с
передачи партнера из зоны 3.
Техника защиты. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в
сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом
вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед.
Скачок назад, вправо, влево.
Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с
подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2.
Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по
ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для
выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого
сильнейшей рукой в зонах 4 и 2).
При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в
ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча
через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в
прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на
игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.
12

V. Тактическая подготовка
Тактика нападения. Групповые действия в нападении. Взаимодействия
игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны
2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При
второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком
зоны 3. Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования
подач в зоны).
Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3,
вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием
нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме
нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и
обманной передачи.
При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через
сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи
передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон
1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме
нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны
3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника
―углом вперед‖ с применением групповых действий.
VI. Контрольные испытания и соревнования
Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и
соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор
проведенных игр. Устранение ошибок.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами
техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.
Итоговое занятие
Техника безопасности во время летних каникул.
Учебно-тематический план 5-8 год обучения
№№ Наименование разделов и тем
п/п

Общее В том числе:
кол-во
теор. практ.

I

Основы знаний

6

4

2

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Классификация упражнений

2

2

-

3

Виды соревнований

2

1

1
13

II

Общая физическая подготовка

55

3

52

1

Гимнастические упражнения

20

1

19

2

Лѐгкоатлетические упражнения

15

1

14

3.

Подвижные игры

20

1

19

III

Специальная физическая подготовка

30

3

27

IV

Техническая подготовка

80

7

73

1

Техника нападения. Техника передвижения и стоек 10

1

9

2

Действия с мячом

25

2

23

3.

Техника защиты. Действия без мяча

25

2

23

4.

Подачи

20

2

18

V

Тактическая подготовка

37

8

29

1.

Тактика нападения. Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

9

2

7

4.

Тактика защиты

8

2

6

VI

Контрольные испытания и соревнования

8

2

6

Итоговое занятие

1

1

-

Итого часов:

В течение года
216

27

189

I. Основы знаний
Вводное занятие Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в
зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним.
Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с
программой.
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подачи.
Перемена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии.
Выход мяча из игры. Проигрыш очка или подачи. Счет и результат игры.
Правила волейбола. Положение о соревнованиях. Способы проведения
соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для
соревнований. Обязанности судей. Обучение и тренировка как единый
процесс формирования и совершенствования двигательных навыков,
физических и волевых качеств.
II. Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание,
перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за
14

мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими
поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической
стенке массового типа.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов
индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и
повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и
лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног,
прогибание, наклоны, упражнения в парах.
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов
индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях,
подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания,
выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки,
приседания.
Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м. Низкий
старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20-30 м, 3 х 30-40 м, 4
х 50-60 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м и до
50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4
до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные
барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Кросс до 7
км.
Подвижные игры: ―Гонка мячей‖, ―Салки‖ (―Пятнашки‖), ―Невод‖, ―Метко
в цель‖, ―Подвижная цель‖, ―Эстафета с бегом‖, ―Эстафета с прыжками‖,
―Мяч среднему‖, ―Охотники и утки‖, ―Перестрелка‖, ―Перетягивание через
черту‖, ―Вызывай смену‖, ―Эстафета футболистов‖, ―Эстафета
баскетболистов‖, ―Эстафета с прыжками чехардой‖, ―Встречная эстафета с
мячом‖, ―Ловцы‖, ―Борьба за мяч‖, ―Мяч ловцу‖, ―Перетягивание каната‖.
III. Специальная физическая подготовка
Подвижные игры: ―День и ночь‖ (сигнал зрительный, исходные положения
самые различные), ―Вызов‖, ―Вызов номеров‖, ―Попробуй унеси‖,
различные варианты игры ―Салочки‖, специальные эстафеты с
выполнением заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением
препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление
ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом
(или двумя) в руках (до 2 кг).
Упражнения с отягощением Приседания, выпрыгивания вверх из приседа,
полуприседа, прыжки на обеих ногах. Многократные броски набивного
мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.
Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком, спиной вперед. То же с отягощением.
15

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой
и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивным
мячом. Броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным
прогибанием при замахе, снизу одной и двумя руками, одной рукой над
головой, ―крюком‖ через сетку. Упражнения с партнером. Упражнения с
волейбольным
мячом
(выполняются
многократно
подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых
амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в
сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с
активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке, в
прыжке через сетку двумя руками из-за головы, ―крюком‖ в прыжке - в
парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках
мешочек с песком (до 1 кг).
Упражнения
для
развития
качеств,
необходимых
при
блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с
подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с
касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после
перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные
сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания). Передвижения вдоль
сетки лицом к ней приставными шагами правым, левым боком вперед,
остановка и принятие исходного положения для блокирования.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет
остановки и в прыжке бросает мяч за собой; блокирующий должен
своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы
ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.
Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках
групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает
место и блокирует.
IV. Техническая подготовка
Техника нападения. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с
техническими приемами.
Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки
для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной
по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх).
Подача мяча — верхняя прямая.
16

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних
передач.
Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и
перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и
стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими
приемами игры в защите.
Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на
точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая
передача в зоны 4, 3, 2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в
сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.
Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по
ходу в зонах 4, 3, 2.
V. Тактическая подготовка (36 часов)
Техника нападения. Действия без мяча.
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с
техническими приемами.
Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки
для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной
по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх).
Подача мяча — верхняя прямая.
Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних
передач.
Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и
перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и
стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими
приемами игры в защите.
Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на
точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая
передача в зоны 4, 3, 2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в
сторону и последующим падением и перекатом на бедро и
спину. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара
по ходу в зонах 4, 3, 2.
VI. Контрольные испытания и соревнования
Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования.
Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр.
Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете).
Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.
Характеристика команды противника. Общая оценка игры и действий
отдельных игроков.
Итоговое занятие
Техника безопасности во время летних каникул.
17

Контрольные испытания
Общефизическая подготовка
Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии - стартовая и
контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м
шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги
испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до
ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток
берется лучший результат.
Метание набивого мяча массой 1 кг из-за головы двумя
руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя
руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову,
испытуемый производит бросок вперед.
Техническая подготовки
Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при
которых можно получить количественные результаты: устанавливаются
ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты,
обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны
2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от
сетки - не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток;
учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а
также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не
засчитываются).
Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной
стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 —
размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый учащийся
выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и
качественная сторона исполнения.
Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном
техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в
определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны
4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в
зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3
попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).
Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим
испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом
отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в
три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.
Испытание в защитных действиях (―защита зоны‖). Испытуемый
находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся
18

ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и
2.
Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты.
Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной
подготовки - первый год обучения -5; второй год обучения - 10; учебнотренировочные группы, первый год обучения - 15, второй год обучения - 20.
Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное
содержание испытаний заключается в выборе способа действия в
соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор
способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15
попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.
2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к
сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток.
Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Планируемые результаты
После окончания первого года обучения учащийся должен:
знать:
- расстановку игроков на поле;
- правила перехода игроков по номерам;
- правила игры в мини-волейбол;
- правильность счѐт по партиям;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приѐм и передачу мяча сверху двумя руками;
- выполнять приѐм и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;
- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;
- выполнять падения.
После окончания второго года обучения учащийся должен:
знать:
- расстановку игроков на поле при приѐме и подаче соперника;
- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном
процессе;
- ведение счѐта по протоколу;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приѐм мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи
в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;
- выполнять передачи мяча снизу над собой в круге;
- выполнять нижнюю прямую, боковую подачу на точность;
19

- выполнять нападающий удар из зоны 4 с передачи партнѐра из зоны 3;
- выполнять обманные действия ―скидки‖.
После окончания третьего года обучения учащийся должен:
знать:
- переход средней линии;
- положение о соревнованиях; способы проведения соревнований: круговой,
с выбыванием, смешанный;
- обязанности судей;
уметь:
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для
нападающего удара;
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по
направлению;
- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;
- выполнять верхнюю прямую подачу;
- выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;
- выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в
зонах 4, 3, 2.
Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские
игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.
Материально-техническое обеспечение программы.
Единица
Количество
измерения
изделий
Оборудование и спортивный инвентарь
1
Сетка волейбольная со стойками
комплект
2
2
Мяч волейбольный
штук
25
3
Протектор для волейбольных стоек
штук
4
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
4
Барьер легкоатлетический
штук
20
5
Гантели массивные от 1 до 5 кг
комплект
3
6
Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5
штук
16
кг
7
Корзина для мячей
штук
2
8
Мяч теннисный
штук
10
9
Мяч футбольный
штук
2
10
Насос для накачивания мячей в комплекте с
штук
3
иглами
11
Скакалка гимнастическая
штук
25
12
Скамейка гимнастическая
штук
4
13
Утяжелитель для ног
комплект
25
14
Утяжелитель для рук
комплект
25
15
Эспандер резиновый ленточный
штук
25

N
п/п

Наименование

20

Оценочные материалы.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

Вводное тестирование / Промежуточная аттестация
Девушки
№
п/п

Контрольные
нормативы

6- 8
лет

9-10
лет

11-12
лет

13-14
лет

15-16
лет

17-18
лет

1

Бег 30м с высокого
старта, сек
Бег 30м (5х6м), сек
Прыжок в длину с
места, см
Поднимание
туловища из
положения лѐжа (30
сек)
Подтягивание на
низкой перекладине

7.8

7.2

6.5

6.2

6.0

5.8

12.4
90

11.6
110

11.4
140

11.0
160

10.8
170

10.6
180

7

10

16

20

24

26

2

5

7

8

11

14

2
3
4

5

Юноши
№
п/п

Контрольные
нормативы

6- 8
лет

9-10
лет

11-12
лет

13-14
лет

15-16
лет

17-18
лет

1

Бег 30м с высокого
старта, сек
Бег 30м (5х6м), сек

7.2

6.6

6.0

5.8

5.1

4.3

11.3

10.8

10.3

9.8

9.3

8.8

Прыжок в длину с
места, см
Поднимание
туловища из
положения лѐжа (30
сек)
Подтягивание на
высокой (низкой)
перекладине

100

120

140

165

185

200

10

12

13

15

19

20

1

1

2

3

6

8

2
3
4

5

6. Итоговая аттестация
21

Девушки
№
п/п

Контрольные
нормативы

11-12
лет

13-14
лет

15-16
лет

17-18
лет

1

Бег 30м с высокого старта, сек

6.2

6.0

5.8

5.5

2
3
4

Бег 30м (5х6м), сек
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из
положения лѐжа (30 сек)
Подтягивание на высокой (низкой)
перекладине

11.0
150
20

10.8
165
24

10.6
180
26

10.4
190
28

9

11

14

5

16

Юноши
№
п/п

Контрольные
нормативы

11-12
лет

13-14
лет

15-16
лет

17-18
лет

1
2

Бег 30м с высокого старта, сек
Бег 30м (5х6м), сек

5.5
10.0

5.0
9.5

4.5
9.0

4.1
8.5

3

Прыжок в длину с места, см

160

200

230

4

Поднимание туловища из
положения лѐжа (30 сек)
Подтягивание на высокой
перекладине

22

25

27

29

5

7

9

12

5

180

Методическое обеспечение образовательной программы по волейболу
Раздел

Форма занятий

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

1. Основы
знаний

беседы

литература по
теме

наглядные
пособия

2. Общая
физическая
подготовка

Практикум:
- занятие
поточным
методом;
- круговая
тренировка;

- литература по
теме;
- слайды;
- карточки с
заданием.

- скакалки;
контрольные
- гимнастические нормативы по
скамейки;
ОФП
- гимнастическая
стенка;
- гимнастические
22

- занятие
фронтальным
методом;
- работа по
станциям;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование.

маты;
- резиновые
амортизаторы;
- перекладины;
- мячи;
- медболы.

3.
Специальная
физическая
подготовка

Практикум:
- занятие
поточным
методом;
- круговая
тренировка;
- занятие
фронтальным
методом;
- работа по
станциям;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование

- литература по
теме;
- слайды;
- карточки с
заданием.

- скакалки;
контрольные
- гимнастические нормативы по
скамейки;
СФП
- гимнастическая
стенка;
- гимнастические
маты;
- резиновые
амортизаторы;
- перекладины;
- мячи;
- медболы.

4.
Техническая
подготовка

Практикум:
- занятие
поточным
методом;
- круговая
тренировка;
- занятие
фронтальным
методом;
- работа по
станциям;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование;
- турнир.

- литература по
теме;
- слайды;
видеоматериалы;
- карточки с
заданием.

- волейбольные
мячи;
- волейбольная
сетка;
- медболы;
- резиновая лента

- контрольные
нормативы;
- учебнотренировочная
игра;
- помощь в су
действе.

5.
Тактическая
подготовка

Практикум:
- занятие
поточным
методом;
- круговая
тренировка;
- занятие
фронтальным
методом;

- литература по
теме;
- слайды;
видеоматериалы;
- карточки с
заданием.

- волейбольные
мячи;
- волейбольная
сетка;
- резиновая лента

- контрольные
нормативы;
- учебнотренировочная
игра;

23

- работа по
станциям;
- самостоятельные
занятия;
- тестирование;
- турнир.
6.
Контрольные
испытания

Практикум:
- карточки с
- самостоятельные заданием.
занятия;
- тестирование;

- скакалки;
- гимнастическая
стенка;
- гимнастические
маты;
- перекладины;
- мячи;
- медболы

- контрольные
нормативы;
- помощь в су
действе.

Литература для учащихся:
1. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И.
Погадаев. -М.: Просвещение, 1999.
2. Сост.: И.П. Космина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь: Спорт в школе. М.: Советский спорт, 2003
Литература для педагога:
1. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А.
Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
2. Муратиди И.К.: Физическая подготовка волейболистов. - Старый
Оскол: Б.И., 2007
3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт.
4. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г. А.
Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
5. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг.- М.:ВФВ, ТерраСпорт, 2001.
6. Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова: Спортивные игры:
Техника, тактика, методика обучения. - М.: Академия, 2006;
Интернет-ресурсы
1. 1.http://www.lib.sportedu.ru
–
научно-методический
журнал
«Физическая культура».
2. 2.http://www.olimiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские
игры.
3. 3.www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.
4. 4.www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
5. 5.www.fpo.asf.ru –Сайт факультета педагогического образования.
Приложение
24

Календарный учебный график
№
Да
тре та
нир
овк
и
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Врем
я

Содержание тренировки

Кол-во часов
Теор
ия

Прак
тика

2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Физическая культура и спорт в России в системе
физвоспитания. Гигиена закаливания и режим питания
спортсмена.
Строение и функции организма человека, влияние
физических упражнений на организм. Врачебный
контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской
помощи. Спортивный массаж.
2 часа Перемещения и стойки. Стойки: основная, низкая
(90
мин.)
2 часа Ходьба, бег, перемещение: приставными шагами, лицом,
(90
боком (правым, левым), спиной вперед
мин.)
2 часа Двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом
(90
мин.)
2 часа Сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
(90
мин.)
2 часа Передача мяча сверху двумя руками подвешенного на
(90
шнуре;
мин.)
2 часа Передача мяча над собой ,на месте и после перемещения
(90
различными способами.
мин.)
2 часа Передача мяча с набрасывания партнера - на месте и
(90
после перемещения
мин.)
2 часа Передача мяча в парах.
(90
мин.)
2 часа Передача мяча в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3(90
2.
мин.)
2 часа Передачи меча в стену с изменением высоты и
(90
расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями.
мин.)
2 часа Передачи меча на точность с собственного
(90
подбрасывания и с подбрасывания партнера.
25

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа

Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной
близости от нее.
Отбивание мяча кулаком через сетку стоя на площадке и в
прыжке.
Отбивание мяча кулаком через сеткупосле перемещения.
Подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре).
Подача мяча в стену, расстояние 6-9 м, отметка на высоте
2 м.
Подача мяча через сетку, расстояние 6 м, 9 м.
Подача мяча из-за лицевой линии в пределы площадки,
правую, левую половины площадки.
Прямой нападающий удар.
Ритм разбега в три шага.
Ударное движение кистью по мячу.
Бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в
прыжке с разбегу.
Удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега.
Удар через сетку по мячу, подброшенному партнером.
Удар с передачи.
Техника защиты: перемещения и стойки, то же, что в
нападении, внимание низким стойкам.
Скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки.
26

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Сочетание перемещений с перекатами на спину и в
сторону на бедро.
Прием мяча сверху двумя руками после отскока от стены
(расстояние 1-2 м).
Прием мяча сверху двумя руками после броска
партнером через сетку (расстояние 4-6 м).
Прием мяча сверху двумя руками нижней прямой
подачи
Прием снизу двумя руками подвешенного мяча,
наброшенного партнером - на месте и после
перемещения.
Прием снизу двумя руками в парах направляя мяч вперед
вверх, над собой, один на месте, второй перемещается.
Прием снизу двумя руками: «жонглирование» стоя на
месте и в движении
Прием снизу двумя руками: прием подачи и первая
передача в зону нападения.
Одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4.
Одиночное блокирование «ластами» на кистях - стоя на
подставке и в прыжке
Одиночное блокирование ударов по мячу в держателе
(подвешенного на шнуре).
Выбор места для выполнения второй передачи у сетки.
Выбор места для выполнения подачи.
Выбор места для отбивания мяча через сетку, стоя двумя
сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке.
Вторая передача из зоны 3 игроку, к которому
передающий обращен лицом.
27

45

46

47

48

49

50

51

51

53

54

55

56

57

58

59

2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию.
Передача мяча через сетку на «свободное» место, на
игрока, слабо владеющего приемом мяча.
Взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при
первой передаче.
Взаимодействие игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при
второй передаче.
Взаимодействие игроков задней и передней линии при
первой передаче.
Взаимодействие игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2)
при приеме подач.
Командные действия: система игры со второй передачи
игроком передней линии.
Прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая
передача игроку зоны 4 (2).

Выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при
блокировании (выход в зону «удара»), при страховке
партнера, принимающего мяч с подачи, посланного
передачей.
2 часа Выбор способа приема мяча от соперника - сверху или
(90
снизу.
мин.)
2 часа Взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи
(90
игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6.
мин.)
2 часа Взаимодействие игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1.
(90
мин.)
2 часа Взаимодействие игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2.
(90
мин.)
2 часа Взаимодействие игроков зон 5 , 1 , 6 с игроками зон 4 и 2
(90
при приеме подачи и с передачи (обманы).
мин.)
2 часа Взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
(90
мин.)
28

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Расположение игроков при приеме подачи, при системе
игры «углом вперед».
Действия без мяча: Стойки волейболиста.
Ходьба и бег, перемещаясь лицом.
Перемещения приставными шагами: лицом, правым,
левым боком вперѐд.
Остановка шагом.
Сочетание способов перемещений.
Сочетание способов перемещений и стоек.
Действия с мячом: Передачи мяча сверху двумя руками.
Передача мяча сверху броском над собой, вверх вперѐд на
месте и после перемещений лицом, боком и остановки.
Передача мяча сверху в пределах линии нападения, вдоль
сетки и под углом к сетке (расстояние до 2 м) после
перемещений лицом, боком и остановки.
Передача мяча с собственного подбрасывания по тем же
направлениям.
Передача мяча с наброса партнѐра.
Передача мяча сверху и снизу в парах на месте, после
перемещений лицом, боком и остановки.
Передача мяча сверху в стену.
Отбивание мяча снизу с наброса партнѐра.
Подбивание мяча снизу над собой.
Подача. Подбрасывание мяча на нужную высоту и
расстояние от туловища.
29

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Подача мяча в стену (расстояние 3-4 м).
Подача через сетку с близкого расстояния.
Чередование изученных технических приѐмов и их
способов в различных сочетаниях.
Тактическая подготовка .Выбор места для выполнения
верхней и нижней передачи.
Выбор способа отбивания мяча через сетку (сверху,
снизу)
Выбор места при приѐме подачи.
Выбор места при страховке партнѐра, принимающего мяч
Перемещения и стойки. Стойки: основная, низкая
Ходьба, бег, перемещение: приставными шагами, лицом,
боком (правым, левым), спиной вперед
Двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом
Сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
Передача мяча сверху двумя руками подвешенного на
шнуре;
Передача мяча над собой ,на месте и после перемещения
различными способами.
Передача мяча с набрасывания партнера - на месте и
после перемещения
Передача мяча в парах.
Передача мяча в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-32.
30

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)
2 часа
(90
мин.)

Передачи меча в стену с изменением высоты и
расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями.
Передачи меча на точность с собственного
подбрасывания и с подбрасывания партнера.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной
близости от нее.
Отбивание мяча кулаком через сетку стоя на площадке и в
прыжке.
Отбивание мяча кулаком через сеткупосле перемещения.
Подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре).
Подача мяча в стену, расстояние 6-9 м, отметка на высоте
2 м.
Подача мяча через сетку, расстояние 6 м, 9 м.
Подача мяча из-за лицевой линии в пределы площадки,
правую, левую половины площадки.
Прямой нападающий удар.
Ритм разбега в три шага.
Ударное движение кистью по мячу.
Бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в
прыжке с разбегу.
Удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега.
Удар через сетку по мячу, подброшенному партнером.
Удар с передачи.

31

108
Итого:

2 часа Техника защиты: перемещения и стойки, то же, что в
(90
нападении, внимание низким стойкам.
мин.)
216

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».