Программа составлена в соответствии с действующими нормативно- правовыми законодательными актами. Программа предназначена для организации работы по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивного направления для детей 7-16 лет. Раскрывает содержание нетрадиционной формы физкультурного занятия. Регулярные посещения занятия способствуют нормальному функционированию, как отдельных органов, так и всего организма в целом. Краткая аннотация к дополнительной общеразвивающей программе Нормативно-правовая база: Дополнительная общеобразовательная программа «Настольный теннис» составлена с учетом действующего законодательства в РФ: 1. Конституции РФ. 2. Конвенции ООН «О правах ребенка». 3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. 4. Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 года», утвержденной Правительством РФ 22 ноября 2012г. 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПин 2.4.4. 1251-03 для учреждения дополнительного образования детей, утвержденных Постановлением главного государственного врача РФ от 3 апреля 2003г. № 27 Д. 7. Устава МБУДО «ДЮСШ». Целевые группы (количество, возраст, социальный статус): для детей с 7 до 16 лет. Цель программы: привлечение школьников к игре в настольный теннис, формирование практических навыков игры и повышение спортивного мастерства обучающихся. Направленность: физкультурно-спортивная Срок реализации: 3 года. Вид программы: модифицированная. Уровень реализации: дополнительное образование. Уровень освоения программы: общекультурный практико-ориентированный. Педагогическая целесообразность программы, определяется тем, что все темы, изучаемые, в процессе программы на основе общедидактических принципов последовательно дополняют и развивают друг друга. Занятия по данной программе открывают широкие возможности для развития физических и личностных каждого учащегося в соответствии с индивидуальными задатками вплоть до профессиональной ориентации особо одаренных детей в этой области спорта. Таким образом, занятия по данной программе создают условия для всестороннего развития детей в области физического, духовного и нравственного совершенствования. В процессе учебнотренировочных занятий и спортивных соревнований педагог воспитывает у учащихся отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, добивается от них добросовестного отношения к своим обязанностям, уважения к старшим, организованность и дисциплину. Занятия проводятся по адресу: - г.Верещагино, ул. Энгельса, 116 (МБУДО «ДЮСШ») тренером-преподавателем Васюковым Юрией Николаевичем; Пояснительная записка В последнее время Правительство нашего государства указывает на особую социальную значимость развитие массовых видов физической культуры и спорта как фактора, способствующего поддержанию физического и нравственного здоровья населения. Особое внимание следует уделять в этом процессе подрастающему поколению. Установлено, что в нашей стране за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается минимум в 5 раз. Для нормального развития и поддержания здоровья ребенка ему необходимы адекватные и регулярные физические нагрузки. На фоне усугубляющейся тенденции уменьшении количества двигательной активности в жизни современного человека, занятия по программам, имеющим физкультурноспортивное направление, несомненно, оказывают положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей, способствуют устранению недостатков физического развития. Условия современной жизни увеличивают социальную и психологическую изоляцию. Поэтому важно столь раннего возраста заинтересовать детей к общению с другими людьми, быть лояльными и толерантными, учить адаптироваться в коллективе. Эти задачи хорошо решаются в процессе занятий командными спортивными играми. Физическая культура, как часть общей культуры может оказывать существенное влияние так же и на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровье в аспектах профилактической медицины, достижения высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду, защите Отечества, но так же в постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этике. Знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм. Таким образом, целесообразно создание ряда физкультурно-спортивных программ, основанных на базовых видах спорта, реализуемых на основе активно развивающейся в настоящее время системы дополнительного образования детей. Данная программа входит в образовательную область «физическая культура». Вид спорта, положенный в основу программы – спортивная игра «настольный теннис», завоевавшая в настоящее время огромную популярность среди населения всего земного шара. Программа реализуется на общекультурном развитии. Особенностями данной программы является построение ее структуры на основе многолетнего тренировочного цикла спортивной игры «настольный теннис»: этап начальной подготовки, этап предварительной базовой подготовки, этап специализированной базовой подготовки. Программа по содержанию проста и доступна, адаптирована к уровню физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и рекомендована для занятий с широкими массами детей и подростков, желающих заниматься настольным теннисом. Важной особенностью при занятиях настольному теннису является гармоничное развитие человеческого тела, развитие координации движения, выносливости, здоровья и силы. Совершенствование физических способностей доступно каждому человеку, независимо от его физических данных. Основная часть тренировок - это практические занятия, то есть отработка тех или иных движений ракеткой. Новизна программы обусловлена ее уникальностью. Государственные программы, по которым проводятся, занятия в ДСЮШ по уровню освоения материала не соответствуют уровню подготовленности учащихся общеобразовательных школ и не могут применяться в работе с обычными детьми. Данная программа адаптирована по сложности и уровню физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и может применяться в физкультурно-спортивной работе. Актуальность программы является невероятно выросшей в последнее время популярностью настольного тенниса. Этот фактор способствует повышению мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом детей школьного возраста. Занятия по данной программе решают проблему по поддержания и укрепления здоровья детей, формируют привычку к здоровому образу жизни, приучают рационально использовать свободное время. В плане решения основных задач дополнительного образования занятия по данной программе способствуют отвлечения детей и подростков от негативных явлений современной действительности, формированию у учащихся личностных качеств, нравственных норм, активному творческому подходу к жизни, обеспечению самоопределению личности, создают условия для самореализации. Отличной особенностью данной программы является то, что, она составлена с учетом площади спортивной комнаты в здании МБОУ «Ленинская СОШ», наличия двух столов, набора для игры в настольный теннис для учащихся. Принимаются все желающие, независимо от их физической подготовки. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья, в ней меньшее количество времени отводится на выполнение элементов имитации, большее внимание уделяется правильному выполнению основных приемов игры в настольный теннис: подставки, подрезки и наката. Цель: Привлечение школьников к настольному теннису, формирование практических навыков игры и повышение спортивного мастерства обучающихся, пропаганда здорового образа жизни. Изложенный в программе материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач: 1. В обучении: - обучение разнообразным приемам игры в настольный теннис, - формирование знаний из области физической культуры и спорта, - умение сочетать парные и групповые тренировки. 2. В развитии: - содействие развитию основных двигательных качеств (выносливости, быстроты реакции, ловкости, мышечной сила, гибкости), - приучение к личной ответственности, воспитание чувства коллективизма; - формирование нравственных и морально-волевых качеств обучающихся: - укрепление здоровья, физическая культура и развитие, - формирование совершенствования умений и навыков в технике игры. 3. В воспитании: - привитие санитарно - гигиенических норм поведения, - воспитание стремления к самостоятельной работе при тренировках, - воспитание уважительного отношения к сопернику, - воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Сформулированные цели и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся. Уровень Специфика целеполагания Общекультурный (ознакомительный) Прогнозируемая результативность формирование и развитие творческих освоение способностей детей, удовлетворение их образовательной индивидуальных потребностей в программы; интеллектуальном, нравственном и переход на базовый физическом совершенствовании, уровень не менее 25% формирование культуры здорового и обучающихся, если безопасного образа жизни, укрепление обучение по здоровья, а также на организацию их программе базового свободного времени [Закон № 273-ФЗ; уровня предусмотрено гл. 10, ст. 75, п. 1]; программой мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития дополнительного образования детей]. Программа рассчитана на детей (девочки и мальчики) 7-16 лет. Количество Специфика реализации групповые программы 12-15 человек ( о з н а к о м и т е л ь н ы й ) Показатели О б щ е к у л ь т у р н ы й Уровень обучающихся Возраст обучающихся Срок обучения Режим занятий Min объем программы Особенности состава обучающихся Форма обучения Особенности организации образовательного процесса 7-16 лет 3 года 6 часов в неделю 216 ч Однородный – неоднородный (смешанный); Постоянный – переменный; без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации очная традиционная форма; Характеристика программы Тип: дополнительная образовательная программа. Вид: модифицированная. Направленность: физкультурно-спортивная. Классификация: По сложности - начальное освоение. По характеру деятельности - оздоровительная, социально - адаптивная. По возрастному принципу - разновозрастная. По времени - 3 года. Программа предполагает освоение учащимися начального уровня сложности. Ее направленность - введение в деятельность игры в настольный теннис. В группу первого года обучения принимаются учащиеся 6-16 лет. Занятия проводятся всем составом творческого объединения или по группам. С учащимися первого года обучения проводятся занятия 3 раза в неделю по 2 часа. С учащимися 2 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В тренировочном зале в надлежащем порядке должен быть спортивный инвентарь теннисный стол, сетка, ракетки, шарики, скамейки. Учащиеся должны заниматься только в спортивной форме и спортивной обуви. Уровень подготовки: учитывается физическое развитие обучающихся, соответствующее данному возрасту, наличие умений и навыков в пределах общеобразовательных школ, интерес к спорту. Методологические основы обучения В основу программы положены принципы: ■ развивающего обучения и воспитания активного эстетического и нравственного отношения к физической культуре как части общей культуры общества; ■ преемственности как потребности в физическом развитии, являющимся основой для интересной жизни, положительных эмоций, способствующей дальнейшему умственному и физическому развитию; ■ совместной деятельности учителя и ученика; ■ индивидуализации и дифференциации. Основными методами обучения являются: ■ объяснение, описание, указание, распоряжение, команда; ■ показ предметных ориентиров; ■ игровой метод; ■ коллективного обучения; ■ работа в группах, парах, индивидуально; ■ индивидуальных консультаций. Для успешного осуществления задач подготовки обучающихся, на каждом этапе обучения необходимо учитывать методические положения: Подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств, методов тренировки и обучения на всех уровнях. ■ В процессе подготовки всех возрастных групп нагрузка и знания должны быть направлены на уровень, характерный для следующего этапа. ■ Следует строго соблюдать принцип постепенности в учебно-тренировочном процессе обучающихся. Увеличение нагрузки на всех этапах подготовки должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. ■ Методологической основой построения программы является последовательная смена состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации. Так как в центре дополнительного образования детей находится ребенок, необходимо опираться на основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование: ■ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ■ Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; ■ - Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; ■ - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271); ■ - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон); ■ - Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; ■ - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; ■ - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); ■ - Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102); ■ - Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок); ■ - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276); ■ - Приказом министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; ■ - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9.08.2010 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»; ■ - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; ■ - Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»; ■ - Письмом Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации»; ■ - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). ■ Программа предусматривает организационные моменты: 1. Тренировки. 2. Игры. 3. Просмотр игры профессиональных игроков. 4. Участие в обсуждениях . 5. Товарищеские встречи. 6. Школьные спартакиады. Совершенствование физических способностей доступно каждому человеку, независимо от его физических данных. Основная часть тренировок проходит в виде практических занятий. Успех в настольном теннисе приносят систематические тренировки, не считая занятий по общей физической подготовке. Ожидаемые результаты обучения По окончании учебной программы 1года обучения, обучающиеся должны знать: Правила личной гигиенические нормы. Правила техники безопасности. ■ ■ гигиены, соблюдать санитарно- Специальную терминологию. ■ Знать правила игры в настольный теннис овладеть навыками, умениями. ■ Исполнения движений. ■ Ориентировка в пространстве. ■ Умение повторять за педагогом. Техники и тактики игры в настольный теннис. По окончании учебной программы 2 года обучения обучающиеся должны: ■ ■ ■ ■ Улучшить технику и тактику игры. Уметь организовать соревнования в группе. Приобрести навыки судейства игры. Уметь вести технический протокол игры. Обучающиеся должны знать: ■ Правила личной гигиены, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Правила техники безопасности. Специальную терминологию. Знать правила игры. ■ ■ Основные приемы игры Подачи: 1. Прямая подача, подачи под небольшим углом - в первом случае мяч не вращается, во втором случае вращается. 2. Маятник - рука описывает полуокружность, идет сначала вниз - в сторону, затем вверх в сторону. Стойка игрока зависит от того, открытой или закрытой стороной ракетки наносится удар. В одном случае она будет правосторонней, в другом левосторонней. Веер - рука описывает полукруг, направленный выпуклой стороной вверх. Удар по мячу наносятся в выходящей части траектории, в верхней точке или в конце движения. Это и предопределяет верхнее, боковое или нижнее вращение. 3. Удары по мячу: 1. Подставка ракеткой. 2. Толчок ракеткой. 3. Накат - это удар, при котором ракетка наклонена вперед от игрока и как бы поглаживая мяч сверху, заставляет его вращаться во время полета. Отскок от такого дара высокий и резкий. 4. Короткий накат: Соприкосновение мяча с ракеткой происходит над столом, бывает, что очень близко к сетке. Движение руки должно быть очень стремительным. Удар обычно выполняют на взлете, этот накат часто называют быстрым. 5. Удар по свече - это удар по мячу, отскочившему намного выше сетки. Мяч бьется на наивысшей точке взлета. Практически такой мяч не отражается. 6. Крученая свеча - мяч принимается на ракетку, когда рука расположена чуть ниже пояса. Ракетка движется вверх - вперед и чуть в сторону. 7. Удар подрезкой - ракетка наклонена к груди, она словно подрубает мяч снизу, от чего он получает обратное вращение. 8. Удар открытой ракеткой (справа). Ракетка при этом движется вверх - вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча (в случае его верхнего вращения, когда противник поспал мяч тоже накатом) или по нижней (в случае попутного вращения, когда противник подрезал мяч). Исходная стойка: Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, левая чуть выдвинута вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу. Рука с ракеткой отведена вправо - назад для замаха. Удар наносят в высшейточке отскока мяча, после чего руку отводят влево - вверх. Комбинация игр: 1. Нападающий против нападающего. 2. Нападающий против защитника. 3. Защитник против нападающего. 4. Защитник против защитника. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке: (мальчики, девочки): Упражнения 1 г. об девочки маль чики 3.7-3.9 3.23.4 Бег 20 м с высокого старта (сек.) Прыжки боком с двух ног ч/з гимнастическую скамейку (за 1 минуту) 2 г.об девочки маль чики 3,9-4,1 3,43,6 65-70 3 г.об девочки маль чики 3,7-3,9 3,2-3,4 70-75 75-80 70-75 80-85 75-80 Примерные нормативы по технической подготовке: Наименование упражнений Игра ударами «накат» справа и слева по диагонали стола 1-я серия. Игра ударами «откидка» и «срезка» справа и слева без потери мяча. Игра ударами «накат» справа и слева с одного угла в два угла – 1 серия. Подача справа (слева) с подбросами мяча (из 10 подач). 1 год обучения 2 год обуч. 3 год обуч. 0-1 Бал Уд 1517 удар 2-3 бал хор 1819 удар 4-5 бал отл 2021 удар 0-1 бал Уд 2021 удар 2-3 бал. хор 2223 удар 4-5 бал отл 2425 удар 0-1 бал. Уд 3035 удар 2-3 бал. Хор 3540 удар 4-5 бал. Отл 4550 удар 15 сек 30 сек 30 сек 20 сек 40 сек 1 мин 11.30 с 1.30с.2 мин 2-3 мин 2-3 удар 4-5 удар 7-8 удар 4-5 удар 6-8 удар 9-10 удар 1013 удар 13-17 удар 17-20 удар 3-4 раз 5-6 раз 7-8 раз 5-6 раз 7-8 раз 9-10 раз 8 раз 9 раз 10 раз Подача справа (слева) с обманным движением руки с ракеткой из 10 подач. 3-4 раз 5-6 раз 7-8 раз 5-6 раз 7-8 раз 9-10 раз 8 раз 9 раз 10 раз Спортивный инвентарь и оборудование № Наименование Количество 1 Теннисные столы 5 2 Ракетки 15 3 Теннисные мячи 20 4 Скамейки 4 5 Секундомер 1 6 Свисток 1 Этапы педагогического контроля – 1 год обучения Сроки Задачи Сентябрь Определение фактического состояния объекта Май Содержание Правильное выполнение основных элементов игры в теннис Правильное выполнение игры в атаке и защите Определение качества освоения программы Формы Практическая отработка движения ракеткой. Отработка основных элементов Критерии Качество выполнения практических занятий Зачет Качество ударов ракеткой таких приемов как: прямая подача, подача под углом, накат 2 год обучения Сроки Задачи Сентябрь Определить уровень освоения основных элементов игры Формы Игра по круговой системе. Игра на лидера. Соревнования Май Соревнования между кружковцами. Соревнования. Закрепление обеспечение устойчивого состояния Содержание Теоретические и практические знания основных элементов игры. Проверка умения и выполнения различных комбинаций игры. и Усвоение программы по настольному теннису. Умение быстро определить Критерии Умение объяснить и выполнить основные элементы ударов ракеткой. Умение быстро переключаться на игру с новым соперником Умение быстро переключаться на игру с новым соперником. Знание № п/п объекта. тактику игры Проверка соперника, найти усвоения годовой слабые места. программы. техники исполнения базовых элементов игры в настольный теннис 3 год обучения Сроки Задачи Сентябрь Определить уровень освоения основных элементов игры Содержание Теоретические и практические знания основных элементов игры. Проверка умения и выполнения различных комбинаций игры. Формы Игра по круговой системе. Игра на лидера. Соревнования Май Усвоение программы по настольному теннису. Умение быстро определить тактику игры соперника, найти слабые места. Соревнования внутри коллектива. Соревнования. Проведение развития баланса различных видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной). Проверка усвоения годовой программы. Критерии Умение объяснить и выполнить основные элементы ударов ракеткой. Умение быстро переключаться на игру с новым соперником Умение быстро переключаться на игру с новым соперником. Знание техники исполнения базовых элементов игры в настольный теннис УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Количество часов Формы Формы аттестации, индивидуальные организации диагностики, всего теория практика занятия и занятий контроля консультации Фронтальные, Текущий ТБ. 1 1 групповая форма Название раздела, темы 2 Введение, История развития н\т Хватка ракетки 16 2 14 Фронтальные, Текущий групповая форма 3 Набивание мяча 16 2 14 Фронтальные, Текущий групповая форма 4 Игровая стойка у 19 4 15 Фронтальные, Текущий групповая форма 1 стола 5 Валеология ЗОЖ 1 1 6 Контроль 18 4 Фронтальные, Текущий групповая форма 14 Фронтальные, Текущий групповая 7 нормативов форма физического развития Правила игры в 3 1 2 Фронтальные, Текущий групповая форма н\т 8 Самоконтроль 4 2 2 Фронтальные, Текущий групповая форма 9 Перемещения у 5 3 2 Фронтальные, Текущий групповая форма стола 10 Плоский удар 6 2 4 Фронтальные, Текущий групповая форма 11 Подвижные игры 19 4 15 Групповая форма 12 Подача 14 4 10 Фронтальные, Текущий групповая форма 13 Предварительные 18 3 15 Групповая форма соревнования Текущий 14 Индивидуальная работа 7 3 4 Фронтальные, Текущий групповая форма 15 Срезка (кач) 20 4 16 Фронтальные, Текущий групповая форма 16 Накат 4 1 3 Фронтальные, Текущий групповая форма 17 Атака со срезки (кача) 16 2 14 Фронтальные, Текущий групповая форма 18 Контроль нормативов физического развития 12 3 9 Фронтальные, Текущий групповая форма 19 Участие в соревнованиях 12 2 10 Групповая форма 5 1 4 Итого часов Текущий 216 49 167 2 год обучения № Название п/ раздела, темы п 1 Введение, ТБ. История развития н\т в России, области 2 Подача 3 Накат всег о 1 Количество часов теори практик индивидуальн ые занятия и я а консультации 1 Формы Формы аттестации, организации диагностик занятий и, контроля Фронтальны Текущий е, групповая форма 16 2 14 Фронтальны е, групповая форма Текущий 16 2 14 Фронтальные , групповая Текущий Фронтальные , групповая Текущий Фронтальные , групповая Текущий форма 4 Прием подачи 19 4 15 форма 5 6 Опасность вредных привычек, ЗОЖ Срезка 1 1 форма 18 4 14 Фронтальные , групповая Текущий форма 7 Игры 3 1 2 Фронтальные , групповая Текущий форма 8 9 Контроль нормативов 4 Правила игры 5 2 2 Фронтальные , групповая Текущий форма 3 2 Фронтальные , групповая Текущий форма 10 Разминка 6 2 4 Фронтальные , групповая Текущий форма 11 12 Атакующий удар с кача 19 Подрезка 14 4 15 Фронтальные , групповая Текущий форма 4 10 Фронтальные , групповая Текущий форма 13 Удар 18 3 15 Фронтальные , групповая форма Текущий 14 15 Психологическая подготовка 7 Топ-спин 20 3 4 Фронтальные , групповая Текущий форма 4 16 Фронтальные , групповая Текущий форма 16 17 Индивидуальная работа 4 Прием топ-спина 16 1 3 Фронтальные , групповая Текущий форма 2 14 Фронтальные , групповая Текущий форма Фронтальные , групповая Методика обучения 12 19 Комбинированн ые серии ударов 12 2 10 Фронтальны е, групповая форма 20 Участие в соревнованиях 5 1 4 Групповая форма 216 49 167 18 Итого часов 3 9 Текущий форма Текущий 3 год обучения № Название п/ раздела, темы п 1 Введение, ТБ, ПДД всег о 1 Количество часов теори практик индивидуальн ые занятия и я а консультации 1 2 Накат 9 1 3 Физическая культура и спорт в мире, РФ, области, городе Срезка (кач) 1 1 9 1 Валеология. Безопасность поведения – залог сохранения здоровья. Поведение дома и в школе 2 2 4 5 8 8 Формы Формы аттестации, организации диагностик занятий и, контроля Фронтальны Текущий е, групповая форма Фронтальны е, групповая форма Текущий Фронтальны е, групповая форма Текущий Фронтальны е, групповая форма Текущий Фронтальны е, групповая форма Текущий 6 Подача 9 1 8 Фронтальны е, групповая форма Текущий 7 Прием подач 7 1 6 Фронтальны е, групповая форма Текущий 8 Валеология. Вред наркомании и токсикомании Атакующий удар со срезки 1 1 Фронтальны е, групповая форма Текущий 8 2 6 Фронтальны е, групповая форма Текущий 10 Топ-спин 12 2 10 Фронтальны е, групповая форма Текущий 11 Тактика игры 9 1 8 Фронтальны е, групповая форма Текущий 12 Особенности инвентаря в н\т. Виды накладок и игра против них Правила игры 4 2 2 Фронтальны е, групповая форма Текущий 4 2 2 Фронтальны е, групповая форма Текущий 14 Участие в соревнованиях 5 1 4 Групповая форма 15 Прием топ-спина 16 2 14 Фронтальны е, групповая форма Текущий 16 Контроль нормативов физического развития Тренировка БКМ 4 1 3 Фронтальны е, групповая форма Текущий 6 2 4 Фронтальны е, групповая форма Текущий 9 13 17 с 18 Подрезка 10 2 8 Фронтальны е, групповая форма Текущий 19 Разминка перед занятием 5 1 4 Фронтальны е, групповая форма Текущий 20 Индивидуальная работа 8 2 6 Фронтальны е, групповая форма Текущий 21 Методика обучения 9 1 8 Фронтальны е, групповая форма Текущий 22 Свеча 12 2 10 Фронтальны е, групповая форма Текущий 23 Удар по свече 14 2 12 Фронтальны е, групповая форма Текущий 24 Комбинированн ые серии ударов 14 1 13 Фронтальны е, групповая форма Текущий 25 Контрудар 12 2 10 Фронтальны е, групповая форма Текущий 26 Игры 2 1 1 Групповая форма 27 Атакующий удар с скача 12 2 10 Фронтальны е, групповая форма Текущий 28 Опасность вредных привычек: алкоголизм и курение Влияние на технику и тактику игры Психологическа я подготовка 1 1 Фронтальны е, групповая форма Текущий 6 2 Фронтальны е, групповая форма Текущий 2 2 Фронтальны е, групповая форма Текущий Итоговое занятие 2 2 Фронтальны е, групповая форма Текущий 216 47 29 30 31 Итого часов 4 169 Содержание 1 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Лекции, беседы с трудными ребятами. История слов. И спортивная история. Поле для игры. Мяч над столом. Снаряжение теннисиста. Игра по правилам От первого мяча до последнего. Я и ты, и мы с тобой. Первый урок. Подачи – дело серьезное. Поэтапно разучиваются прямая подача, подача с право и лева, под небольшим углом, использовать приемы личного показа и тренировки по каждому виду подачи (смотреть методические рекомендации программы). Удары по мячу. Накат открытой ракеткой(справа). Короткий накат. Длинный накат. Удар по свече. Накат закрытой ракеткой(слева). Подрезка открытой ракеткой. Подрезка закрытой ракеткой. Топспин справа. Топ-спин слева. Крученая свеча. Плоский удар. 1 + 10 Как играть? Умейте наступать. Умейте отступать. Немного арифметики. Физкультурный орден. В зале, и дома. Пример чемпионов. И ученик, и учитель. Ступени мастерства. Спорт нашего времени. Игры. На этом этапе идет обучение различным способам игры в настольный теннис. Учащиеся знакомятся с правилами и условиями игры. Учатся работать в паре, чувствовать игру соперника. Соревнования. Проводятся внутри творческого объединения. Используется форма круговой системы. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планирование на следующий учебный год. Воспитательные и досуговые мероприятия. 1. Лекции, беседы. Проведение бесед с ребятами о пользе занятий спортом, в данном случае настольным теннисом, о здоровом образе жизни, воспитании уважительного отношения к сопернику, независимо от выигрыша или проигрыша во время игр или соревнований. 2. Организация самоуправления. Привлечение ребят к организации проведения линии - турниров в своей группе. Организация судейства игр и соревнований самими ребятами. Привлечение старших ребят к обучению приемам игры младших. 3. Проведение каникулярного отдыха. Совместное проведение тренировок с группами 1, 2 года обучения. Игры по круговой системе, игры на победителя, игры 2*2. Работа с родителями. 1.Общение с родителями ребят, у которых возникают проблемы Обеспечение родителями своих детей спортивным инвентарем, т. е. ракетками, шариками, спортивной формой. 2.Посещение спортивных мероприятий. Участие лучших игроков и посещение остальными в городском турнире школьников по настольному теннису. 3.Работа по формированию нравственно - психологического климата в коллективе. 4Проведение беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков. 2 год обучения Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Познакомить учащихся с планами на учебный год, с правилами Т/Б. Скомплектовать учебные группы. Подачи. Отработать разученные в первом годе обучения подачи справа и слева. Познакомить с техникой подачи «свечка», «накат», «резаная» подача, «смешанная» подача, «маятник», «челнок», «веер», удары «топ-спин» и «крученая свеча». По итогам разучивания подач провести контрольные подачи на выявления навыков учащихся. Игры. На этом этапе повторяются различные игры в одиночном и парном разряде. Следует отработать быстроту реакции учащихся на движение мяча. Соревнования. Проводятся как внутри творческого объединения, так и между другими центрами и школами города. Учащиеся приобретают навык командной игры. Заключительное занятие. Подвести итоги работы за год. Отметить наиболее отличившихся учащихся. Содержание программы третьего года обучения 1.Вводное занятие. Знакомство с программой занятий и соревнований на год. Основы знаний: В чем заключается гармония физического, духовного и психического. Благотворное влияние постепенности повышения нагрузки и повторности упражнений на повышение функциональных возможностей организма. Типы телосложения. Функции клеток в выделении энергии. Значение физических упражнений для развития организма на клеточном уровне. Общее и индивидуальное развитие (почему у некоторых подростков скачок в росте начинается раньше, чем у других?). Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Способы уменьшения влияния стресса, индивидуальные подходы к заботе о здоровье. Цели физического воспитания. 2.Гигиена и средства закаливания: Значение режима дня в тренировке спортсмена, врачебный контроль, средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика. Вред курения и употребления спиртных напитков. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрия. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, кровяное давление, настроение. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Меры предупреждения переутомления. Организация спортивного режима. 4.Общая и специальная физическая подготовка: Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук. Упражнения для мышц ног. Приседания, махи, выпады, прыжки, ходьба и бег. Упражнения со скакалкой, гимнастической палкой, гантелями, теннисным мячом (броски ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа; ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование. Дальнейшее изучение и совершенствование приобретенных на занятиях навыков и умений с увеличением объѐма интенсивностью. Упражнения для развития специальных скоростно- силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1, 2, 3 мин; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1,2 и 3 мин; имитация перемещений в 3-х метровой зоне у стола по схеме «треугольник» за количество повторений за 30 сек и т.д. Строевые упражнения. Повороты на месте, перестроения на месте и в движении. Размыкание и смыкание строя, перемена направления движения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа. 5.Основы техники и тактики игры: Совершенствование приемов игры, изученных ранее. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе с различным направлением мяча. Практические занятия: Правильная хватка ракетки и способы игры. Исходная стойка при подаче теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещения близко у стола и в средней зоне. Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры. Тренировка упражнения с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии. Изучение основных стоек теннисистов, тренировка ударов у тренировочной стенки. Изучение подач, тренировка ударов «накат», справа и слева на столе. Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Игра в «крутиловку» вправо и влево. Свободная игра на столе, игра на счет из одной, трех партий. Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии. Сдача контрольных норм. Сочетание сложных подач с атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов «восьмеркой» (по прямой и по диагонали). Удар справа «топ -спин» против «подрезки», тоже, против длинной подачи «подрезкой». Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита «свечкой» с верхним вращением мяча. Тоже, с вращением мяча вверх и в сторону. Подачи.«подрезка» мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа;с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении; Чередование и выполнение серии различных по вращениям мяча подач. Отражение сложных подач ударами «накат», «подрезка», «подставка», «топ — спин». Удары: слева против «подставок», «подрезок» и контрударов с различными вращениями мяча; справа против «подставок», «подрезок» и контрударов с различным вращением; сильно завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола; игра ударами «контр - топ - спин» (перекручивание) справа и слева по диагоналям, по прямой из ближней и средней зон с выходом вперед; тренировка тактических вариантов игры: атака на своей подаче, атака на подаче противника, атака с перехватом инициативы, атака сильного удара противника. Игры (на счет - двумя мячами) «подставкой», против «подставки», только ударами «накат», слева против защиты «подрезками» по углам, тоже, справа: легкими ударами слева и справа не игровой рукой в «крутиловку» строем. Для проверки уровня технической подготовки применяются нормативы, приведенные в пояснительной записке. Тактика одиночной игры с противниками. Особенности парных игр и тактика смешанных пар. Совершенствование тактики игры в разных зонах. 6. Методика обучения: Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному, от основного к второстепенному. Всесторонность физической, морально - волевой, технико — тактической подготовки. Ведущее значение психологических показателей для повышения спортивных результатов. Практические занятия. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся. 7.Оборудование, инвентарь и уход за ними: Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракеток, замена игровых покрытий ракеток. 8.Правила игры, организация и проведение соревнований: Ознакомление с особенностями правил игры, требования к организации и проведению соревнований, форма и требования, предъявляемые к участникам. 9.Контроль физической подготовленности занимающихся: Проводится по контрольным нормативам, приведенным в пояснительной записке. 10.Судейская практика: Организация и проведение соревнований, судейство на товарищеских встречах в клубе. Соревнования. Согласно календарному плану спортивных мероприятий. 3 год обучения. Вводное занятие. Знакомство с детьми и требованиями к занятиям настольным теннисом. Техника безопасности. Основы знаний: Нужды (потребности) организма для правильного функционирования. Взаимосвязь между выбором стиля жизни и уровнем благополучия. Питание и его значения для роста и развития. Самоконтроль и его основные приемы. Мышечная система человека. Взаимозависимость регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Гипертрофия скелетных мышц. Приемы силовой подготовки. Характеристика подросткового возраста и его проблемы. Мотивы занятий физическими упражнениями.Реакция организма на различные физические нагрузки. Самосовершенствование в целях повышения уровня двигательной и технической подготовленности. Двигательные (физические) качества человека и их развитие. Постановка реальных личных целей в процессе самосовершенствования и самовоспитания. Отношение к своим товарищам в группе. Что такое дисциплина? Что такое физкультурно спортивная этика? 1. Гигиена и средства закаливания: Гигиена одежды, мест занятий, режим дня, питание спортсменов, естественные средства закаливания - вода, прогулка, занятия на воздухе, солнечные ванны. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. 2. Общая и специальная физическая подготовка. Теория: особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения. Практические занятия.Упражнения с ракеткой, вращательные движения кистью, подбивание мяча различными сторонами ракетки, на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у стены. Различные виды жонглирования теннисным мячом j одной и двумя руками. Игра «вкрутиловку», игра «справа», «слева», «откидка». 3. Основы техники и тактики игры: Теория:Понятия техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Правильный хват ракетки. Основная стойка и позиция. Практика: Групповое изучение ударов справа, слева. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание ручки ракетки для приобретения привычки расслаблять руку и контролировать правильность хвата. Игра с мячом у стены. Игра с мячом от пола. Игра у стены от пола и прием. «Откидка» справа, слева, по диагонали. Подачи: толчок справа, слева, без вращения мяча. Удар справа, слева с вращением мяча. Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча. Прием подачи «подставками», справа, слева без вращения мяча. 4. Методика обучения: Задачи и средства каждого периода. Занятия с отягощением на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитации в тренировке. 5. Оборудование и инвентарь: Ремонт столов, ракеток, стоек, сеток. 6. Правила игры: Изучение основных правил игры, ведение счета. 7. Контроль физической подготовленности занимающихся: Для контроля уровня развития качеств и способностей занимающихся применяются нормативы, приведенные в пояснительной записке. 8. Соревнования: После того, как ребята овладеют основами техники и тактики игры, они начинают участвовать в соревнованиях одной партии, затем трех партий (внутри своей группы). 1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 1.1. Объяснительная записка В основу программы положены нормативные требования по физической и техникотактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков. Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в учреждениях дополнительного образования, а также других организациях по спортивной подготовке детей, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса. Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебнометодическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки игроков в настольный теннис, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся. 1.2.Основные задачи Группа настольного тенниса, как составная часть дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Изложенный в программе материал предполагает решение следующих задач: содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся; воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родине; обучение технике и тактике настольного тенниса, подготовка квалифицированных юных спортсменов; подготовка грамотных инструкторов и судей по настольному теннису. В соответствии с положениями определены следующие задачи для групп настольного тенниса объединений дополнительного образования; подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов; подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту; улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений и правонарушений. 1.2.Режим работы Подготовка спортсменов в группе настольного тенниса рассчитана на 3 года работы и предусматривает определенные требования к занимающимся настольным теннисом в соответствии с этапом подготовки. Группа настольного тенниса комплектуется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями с учетом возраста и спортивной подготовленности занимающихся.Главным отличием является возраст и подготовленность занимающихся, зачисляемых в группу. При зачислении занимающиеся проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по настольному теннису в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Список литературы для педагога 1 Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004г. 2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982г. 3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1979г. 4. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее - Волжское книжное издательство, 1990 г. 5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.: 160с.,2000г. 6. О.В. Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном. РГАФК, М.:,1995г. 7. Амелин А. Справочник для начинающего теннисиста. М., 1985 г. 8. Потанин А. Основы настольного тенниса. М., 1993 г. 9. В Программы средней школы. Физическая культура (внеклассная работа). – М.: Просвещение, 1982. 10. Спортивные игры/А.А. Нестеров, З.А. Чейшвили, В.И. Станкевич и др.; Под ред. В.В. Марущака. – М.: Воениздат, 1985. – 269 с. оробьев Н. Спортивные игры. М., 1973 г. 11. Пашинин В. Настольный теннис. М.,1985г. 12. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 2012г. Список литературы для учащихся 1. Богушас М.-В. М. Играем в настольный теннис: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил. 2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с. – (Библиотека учителя). 3. Настольный теннис. Правила соревнований. – М., 2002 4. Настольный теннис на DVD. Основные упражнения. – М.: ООО «Формат АВ», 2007 5. Настольный теннис на DVD. Физическая подготовка игроков. – М.: ООО «Формат АВ», 2008 6. Настольный теннис на DVD. Тренировка с большим количеством мячей. – М.: ООО «Формат АВ», 2007 7. Уроки настольного тенниса. Техника В. Самсонова. – DVD, 2006 10.Table Tennis The Sport with Scott Preiss: Escalade International, LTD, Swansea, UK. Открытое первенство Китая, DVD, 2003