1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле – здоровый дух» – гласят народные пословицы. А что такое здоровье? Как оно проявляется? Современная наука, медицина под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Фундамент здоровья детей закладывается в дошкольном возрасте, именно тогда происходит интенсивный рост, развитие и созревание жизненно важных физиологических систем и структур организма, формирование движений, осанки. В эти годы вырабатываются необходимые привычки и черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни личности. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Беспокоит тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в детский сад, имеет определѐнные функциональные отклонения в физическом и психическом здоровье. Среди детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях Верещагинского района, 65% детей имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья (2-я группа здоровья). В основном это соматически ослабленные дети, имеющие отклонения в физическом или нервно - психическом развитии. Около 20% детей страдают хроническими заболеваниями различной степени тяжести (3я группа здоровья). Дети с 1-й группой здоровья, т.е. практически здоровые, составляют лишь 15%. Из-за слабого физического развития, незрелости движений часто для детей в детском саду оказываются не выполнимыми требования, предусмотренные основной общеобразовательной программой ДОУ. Ещѐ одним неблагоприятным фактором является недооценка и недопонимание взрослыми необходимости двигательной активности детей в режиме дня. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Так, М.А. Рунова, отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста составляет менее 40-50% за время пребывания в детском саду, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. При этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деятельность все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье, так как 2 увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами: компьютерные игры, просмотр телепередач. При этом, как отмечает С.О Филиппова, обязательные занятия по физической культуре, предусмотренные государственной программой в современном дошкольном учреждении, не могут восполнить дефицит двигательной активности ребенка. Данная программа предполагает любой уровень подготовленности, предназначена для спортивно-оздоровительных групп отделения вольной борьбы, для детей 5-6 лет. Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва для групп начальной подготовки и тренировочных групп ДЮСШ. Режим занятий: 2 занятия в неделю, продолжительностью 45 минут Особенности организации образовательного процесса: Формы получения образования - в образовательной организации МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа». Форма обучения – очная. Срок реализации программы: 2 года 1 год: 2 часа в неделю, 36 недель, 72 часа в год. 2 год: 2 часа в неделю, 36 недель, 72 часа в год. Формы построения занятий: 1.Теоретические и практические; 2.Тестирование (промежуточное и итоговое); 3.Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований спортсменов высокого класса; 4.Индивидуальные занятия; 5.Домашние задания; 6.Спортивно-массовые мероприятия. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Физическое развитие детей, увеличение двигательной активности, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: Личностные: - формирование навыков здорового образа жизни; - воспитание морально-волевых качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Метапредметные: - развитие мотивации и потребности в систематических занятиях спортом. 3 Предметные: - выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке, предусмотренных данной программой; - укрепление здоровья учащихся; - выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий; - достижение высокой культуры движения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план на 36 недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (в часах). № п/п 1 2 3 4 Наименование дисциплин Теоретическая подготовка Общая Физическая и техническая подготовка Контрольные испытания Общее количество часов Количество часов 1 год 2 год 2 2 68 68 2 72 2 72 Первый год обучения: 1.Теоретическая подготовка: - место занятий, инвентарь, техника безопасности на занятиях по общей физической подготовке; - гигиена, закаливание, врачебный контроль; - правила подвижных игр; 2. Практическая подготовка. Общая физическая подготовка. - упражнения на развитие быстроты и ловкости, выносливости; - упражнения на развитие равновесия и координации движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие гибкости; - упражнения на развитие силы; - подвижные игры; 3. Техническая подготовка. - подготовительные упражнения для основ акробатики. - обучение элементам: кувырок вперѐд, кувырок назад, стойка на руках 4. Контрольные нормативы Второй год обучения: 1. Теоретическая подготовка. - место занятий, инвентарь, техника безопасности на занятиях по общей физической подготовке; - гигиена, закаливание, врачебный контроль; - изучение техники выполнения акробатических элементов; - правила подвижных игр; 4 2.Практическая подготовка. Общая физическая подготовка. - умение сохранять правильную осанку; - упражнения на ловкость, выносливость и других физических качеств; - упражнение на ориентировку в пространстве; - упражнения на координацию движения; - подвижные игры; 3. Техническая подготовка. - обучение комплексу общеразвивающих упражнений; - обучение выполнения элементов: переворот боком, переворот назад, переворот вперѐд на две ноги 4. Контрольные испытания. Учебно-тренировочный цикл в конце года, завершается контрольными испытаниями в практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются тренером-преподавателем. Занимающиеся в данной группе сдают тесты, и переводятся в другую группу. Дети, которые тесты не сдают, остаются на повторное обучение. Систематическое применение упражнений закрепляет процесс обучения и создаѐт предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков. В процессе реализации учебного плана рекомендуется самостоятельная работа в пределах 10% от общего объема учебного плана, возможность посещения обучающимися районных спортивных соревнований. Требования безопасности перед началом занятий Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой. Проверить надежность установки и крепления спортивного оборудования. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или овре. Тщательно проветрить спортивный зал, провести разминку, Требования безопасности во время занятий Начинать заниматься , делать остановки и заканчивать упражнение только по команде(сигналу) руководителя занятий. Строго выполнять правила проведения физического упражнения. Избегать столкновений, толчков и ударов по рукам и ногам обучающихся. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий. Требования безопасности по окончанию занятий Под руководством преподавателя убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку. Тщательно проветрить спортивное помещение. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - укрепление здоровья учащихся; 5 - формирование знаний о здоровом образе жизни; - вовлечение детей в систему регулярных занятий физической культурой и спортом. В качестве критериев оценки результативности освоения программы Используются следующие показатели: - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; - уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: № Наименование Единица Количество п/п измерения изделий Основное оборудование и инвентарь 1. Ковер борцовский 12*12м, татами комплект 1 Дополнительные и вспомогательные технические средства обучения 2. Весы до 200 кг штук 1 3. Игла для накачивания спортивных мячей штук 3 4. Маты гимнастические штук 3 5. Мяч баскетбольный штук 2 6. Мяч футбольный штук 2 7. Насос универсальный (для накачивания штук 1 спортивных мячей) 8. Скакалка гимнастическая штук 5 9. Стенка гимнастическая штук 2 10. Обруч штук 4 СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ: Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями, которые проводятся 2 раза в год (сентябрь, май). Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учѐтом возрастных особенностей обучающихся. 6 Анализ результативности проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Программа предусматривает начальную и итоговую оценку результатов обучения детей. Начальная оценка проводится в сентябре и включает в себя: тестирование по общей физической подготовке, направленное на определение исходного уровня общей физической подготовленности детей. В течение всего учебного года проводится текущий контроль. Итоговая аттестация проводится в мае и включает в себя ту же оценку контроля, что и начальная. Форма аттестации – сдача контрольно-переводных нормативов Основной показатель работы педагога - выполнение в конце каждого года программных требований и положительной динамики развития физических качеств у обучающихся. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Главным критерием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. По результатам сданных нормативов они либо переводятся на следующий этап подготовки, либо остаются повторно на том же уровне для дополнительного прохождения этапа. Окончательное решение о переводе обучающегося принимает педагогический совет. Контрольно-переводные нормативы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование Бег 10 м (сек) Отжимание в упоре от скамейки Приседание на одной ноге у опоры «пистолеты» (раз) Прыжок с места (см) Прыжки через Скакалку (раз) Подбрасывание и ловля мяча (раз) Кувырок вперѐд, назад Стойка на руках, переворот боком Статическое равновесие (сек) Подъем туловища лѐжа на спине (раз) 1 год обучения Мальчики 2 год обучения Девочки Мальчики Девочки 5 3 2,8-2,7 8-10 3,0-2,8 5-7 3 2 5-7 4-5 55-70 50-65 70-100 1-3 65-95 2-5 5-10 5-10 10-15 10-15 + + + + + + 10 10 12-20 15-28 10-15 5-10 15-20 10-15 7 УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. В организме пяти-шестилетнего ребенка интенсивно происходят процессы роста: повышается масса тела, укрепляется мускулатура, совершенствуются движения. Дети такого возраста, как правило, отличаются повышенной активностью, обладают устойчивой координацией, и могут выполнять несложные спортивные упражнения. Однако не следует забывать, что двигательные возможности дошколят еще достаточно ограничены. Продолжительное повторение однотипных движений, равно как и длительное сохранение фиксированной позы, способствуют быстрому утомлению малыша. При организации детских занятий спортом этому фактору следует уделять повышенное внимание, рассчитывая нагрузку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и чередуя физические упражнения с периодами отдыха. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ: Характеристика содержания программы. Методическая часть программы по общей физической подготовки включает материал, который дети изучают в Дошкольном Образовательном Учреждении, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объѐмы тренировочных нагрузок по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно- тренировочных занятий. Цель по общей физической подготовке дошкольников состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность найти себя в движении, выработать потребность организма в систематических физических упражнениях, а также на протяжении всей жизни повышать сопротивляемость организма к заболеваниям, содержать в норме опорнодвигательный аппарат. Период общей физической подготовки дошкольников делится на 2 года обучения. 8 Физическая подготовка. 1 год обучения предусматривает воспитание интереса к физическим упражнениям, формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств через подвижные игры. Возраст 5-6 лет. 2 год обучения закладывает прочные основы школы движений, повышение работоспособности и физической подготовленности. Возраст 6-7 лет. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение дошкольников разнообразными двигательными навыками. Для средств общей физической подготовки используются упражнения из лѐгкой атлетики, гимнастики, подвижные игры. Методы практических занятий: тренировочные занятия направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей; игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет; комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры); контрольно- проверочные занятия. Практическое занятие состоит из трех частей: подготовительная (спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения и т. д.); основная (упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, силовые упражнения, подвижные игры); заключительная (ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры). 9 Список литературы: А) Основная литература 1. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с; 2. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с; 3. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с 4. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с 6. «Вольная борьба для начинающих». Ю.А. Шулика, В.М. Косухин, В.И. Лещенко, В.Д. Новиков, И.Т. Хоменко. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону 2006г. Б) Дополнительная литература 1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864с. 2.Ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». 3.Ежемесячный научно-теоретический журнал «Физическая культура в школе». В) Интернет-ресурсы 1.http://www.lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая культура». 2.http://www.olimiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры. 3.www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека. 4.www.rsl.ru – Российская государственная библиотека. 5.www.fpo.asf.ru –Сайт факультета педагогического образования. 10 Календарный учебный график Месяц Неделя СЕНТЯБРЬ I. II. III. IV. ОКТЯБРЬ I. II. III. IV. НОЯБРЬ I. II. III. IV. № занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Содержание занятия Прыжки на одной ноге (на правой и левой поочередно). Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6,5м). Лазанье по гимнастической стенке. П Прокатывание обручей друг другу. Ходьба на пятках. Прыжки в длину с места (не менее 70см). Прокатывание обручей друг другу. П Ходьба по ребристой доске. П Перелезание через бревно. П Ловля мяча двумя руками на расстоянии (1,5м). Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой. Ползание по гимнастической стенке на животе. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд). Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой. П Ходьба по веревке (диаметр 1,5-3см). Равнение по ориентирам Ползание по горизонтальной и наклонной доске. Ловля мяча (на расстоянии 1,5м). П Прыжки с поворотом кругом. Отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Ходьба с мешочком на голове. Ползание между предметами. Прыжки с поворотом кругом. П Ползание по горизонтальной и наклонной доске. П Игра «У медведя во бору» «Птички и кошка» «Самолеты» «Кто ушел?» «Цветные автомобили» «Подбрось – поймай» «Солнышко и дождик» «У медведя во бору» «Ловишки» «Зайцы и волк» «Бездомный заяц» «Найди себе пару» 11 I. 25. Прыжки поочередно (через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50см). 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Перебрасывание мяча через препятствия (с расстояния 2м). Перешагивание через рейки лестницы (приподнятой на 20-25см от пола). Прыжки с поворотом кругом. П Прыжки (через 2-3 предмета, поочередно через каждый). Ползание на четвереньках с опорой на стопы и ладони. Прыжки поочередно (через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50см). П Ловля мяча (на расстоянии 1,5м). П 33. Ходьба по гимнастической скамейке (с перешагиванием через предметы). ДЕКАБРЬ «Кто ушел?» II. III. IV. ЯНВАРЬ I. II. III. IV. I. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Метание в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5м) правой и левой рукой. Бег на расстояние (40-60м) со средней скоростью. Прыжки (с высоты 20-25см). Прыжки с продвижением вперед (расстояние 2-3м). Ползание змейкой. Прокатывание мяча друг другу между предметами. Прыжки (с высоты 20-25см). П Бег мелким и широким шагом. «Лошадки» «У медведя во бору» «Зайка серый умывается» «Зайцы и волк» «Лошадки» «Бездомный заяц» «Птички и кошка» ФЕВРАЛЬ «Перелет птиц» II. III. IV. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 30-35см). Метание в вертикальную цель (с расстояния 1,5-2м, высота центра мишени 1,5м). Подлезание под веревку (высота 50см) правым и левым боком вперед. Отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). П Ходьба с изменением направления. Челночный бег (3 раза по 10м). Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10м). Ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 30-35см). П «Найди себе пару» «У медведя во бору» «Зайцы и волк» 12 МАРТ I. II. III. АПРЕЛЬ IV. I. II. III. IV. I. МАЙ II. III. IV. 49. 50. 51. 52. 53. Метание в вертикальную цель (с расстояния 1,5-2м, высота центра мишени 1,5м). П Ходьба на наружных сторонах стоп. Прыжки с короткой скакалкой. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и вл.) Ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 30-35см). П 54. 55. 56. 57. Перешагивание через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, между ними расст.). Перебрасывание мяча через препятствия (с расстояния 2м). П Ходьба на наружных сторонах стоп. Бег со сменой ведущего. П Перебрасывание мяча двумя руками из-за головы. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. Перешагивание через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, между ними расст.). П Ходьба приставным шагом в сторону (направо, налево). Метание в вертикальную цель (с расстояния 1,5-2м, высота центра мишени 1,5м). П Бег (на расстояние 20м, 5,5-6 секунд). Ходьба по веревке (диаметр 1,5-3см). П Ползание по гимнастической стенке на животе. П Ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием руками. П Ходьба приставным шагом в сторону (направо, налево). П Пролезание в обруч. П Перешагивание через рейки лестницы (приподнятой на 20-25см от пола). П Прыжки с короткой скакалкой. П Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100см). П Ползание между предметами. П Отбивание мяча о землю правой и левой рукой (5 раз подряд).П Сдача контрольных нормативов «Позвони в погремушку» «Подбрось – поймай» «Перелет птиц» «Самолеты» «Лошадки» «Цветные автомобили» «У медведя во бору» «Птички и кошка» «Пастух и стадо» «Кто тише?» «Найди себе пару» «Пастух и стадо» 13